Поговорим о НДС, бухгалтерии и учете в бизнесе. Для бизнес-учета учитывать ТМЦ без НДС принципиально неверно. И вот почему. В бухгалтерии общая последовательность вычисления отпускной цены такая:
- Получаем товар, выделяем ндс и учитываем его отдельно.
- Формируем добавленную стоимость.
- Складываем учетную стоимость товара и добавленную стоимость.
- К полученной сумме начисляем и прибавляем НДС на эту сумму.
Немного математики... Выразим вышенаписанное в формуле
:
учСтоимость + надбавка + (учСтоимость + надбавка)*(НДС% / 100);
Раскроем формулу
:
(учСтоимость+еёНДС)+(надбавка+еёНДС).
Видите? Все равно возвращаемся к цене товара с учетом НДС. По правилпм учета при потере товара тоже обязательно надо доначислить НДС к сумме списания, когда товар учитывается без НДС. Короче, кроме хранения, стоимость товара всегда будет с учетом НДС. В бухгалтерии учет без НДС оправдан тем, что государство хочет иметь везде единообразные правила учета
. Опять же, НДС - это головная боль бухгалтерии. Учитывайте по ценам с учетом НДС. Когда вы платили, вы ведь платили с учетом НДС, не так ли? Да при порче или потерях сумма ущерба определяется тоже с НДС.
Неплохо было бы, чтобы учет товаров и материалов включал расходы на доставку, растаможку и брокерские услуги. Это легко добавить в учете на телефоне, хотя в стандартно устанавливаемых настройках такого нет. Редко кто так делает. А вот поставки одного и того-же, но по разным ценам- это правило. От поставки к поставке часть складских запасов реализуется, используется или перемещается в тот же магазин. Как контролировать учетную цену в этой мешанине?
Цель бизнеса- не торговать в убыток и держать планку рентабельности. А при сильно меняющихся ценах поставки, например тотальное удешевление или удорожание, надо реагировать ценами реализации, чтобы не дать конкурентам фору и не прогадать самому. В таких случаях удобны следующие правила.
Во-первых, остатки товара (материала) на фирме для расчета учетной цены будем брать по всей фирме, независимо от того, где он хранится. Было 10 штук чего-то, 5 передали в магазин или на производство. Пока их не продали или применили в продукции, сколько их у нас? Где бы они не находились, они ваши. В любой момент их могут передать, например, на склад. Их было и остается 10.
Во-вторых, а сколько стоят эти 10? Для этого следует знать, сколько чего осталось от предыдущих поставок. Используем правило FIFO - первым пришел, первым и расходуем. Положим, поставок было в количестве 3+4+3 единиц по разным ценам. Затем 5 продали. Остаток 5, значит первая партия в количестве 3 была израсходована полностью, от второй поставки (это называется партия поставки, а короче партия) осталось 2 единицы и еще осталась вся третья партия. Зная учетные цены по партиям и остатки по партиям, определить сумму остатка легко. Разделим эту сумму на остаток и получим средневзвешенную учетную цену- по сути себестоимость остатков. Учет на телефоне будет делать это автоматически, если это указано в настройках учета на телефоне.
Средневзвешенная учетная цена очень важна и облегчает учет и управление по сравнению с учетом по партиям. А если вы взяли что-то под реализацию, тогда, конечно, надо учесть именно партию поставки, но выделяйте это добавкой в наименовании. Средневзвешенная учетная цена всегда учитывает изменение цен поставки. Построив от нее цены реализации, мы можем быть уверены, что не будем в убытке. Более того, можно формировать отпускные цены автоматически. Но давайте перейдем к примерам. Для простоты допустим, что отпускаем без наценки. Всё приобретаем в количестве 1. Сначала по цене 10, потом 15, потом 20. В результате остаток равен 3 на сумму 45. Учетная средневзвешенная цена учета (или себестоимость) составляет 15. Продавая по такой цене мы не будем в убытке. Но это не учитывает тенденцию роста закупочных цен. Но давайте продадим единицу. Остаток станет 2 на сумму 15+20=35. Себестоимость, рассчитанная как средневзвешенная станет уже 17,5, а при реализации и второй единице, себестоимость будет равна 20, т.е. цене последней закупки. Мы выручаем 15+17,5+20=52,5 при затратах 10+15+20=45. Убытка нет, тенденция удорожания учтена, но это не повод для радости- на выручку мы можем приобрести только 2,6 единицы при сложившихся ценах, вместо реализованных 3-х. Налицо невосполнение оборотных средств. Впрочем это уже проблема наценки, которую для простоты мы установили нулевую.
Бухгалтерия использует средневзвешенную цену за весь отчетный период и не считает ее динамически в отличие от учета на телефоне. Реализация там будет такая: средняя цена приобретения*кво реализации, т.е. 15*3
=45, это если без наценки. На выручку мы можем приобрести только 2,25 единицы. учет на телефоне при динамическом выведении средневзвешенной цены обеспечивает лучшее восполнение оборотных средств. Давайте теперь рассмотрим пример при снижении закупочных цен. Покупаем по 1 единице ТМЦ: 20+15+10, итого 45. Продажи составят 15+12,5+10=37,5 при затратах 45. Вы думаете, что такая стратегия принесла убыток по сравнению с бухгалтерскими 15*3=45? Только при условии полного отсутствия конкурентов!!! Учтите, что закупочные цены упали на 100%(!) до 10 и всегда найдется тот, кто предложит вашим покупателям цену меньше, чем постоянная бухгалтерская 15. Вы можете в самом начале успеть продать две единицы за 15*2=30, но оставшееся за 15 наверняка ляжет мертвым грузом. Для оборотных средств это минус 15. Сравните с минус 7,5, тем, что предлагает стратегия учета на телефоне. Примеры, конечно, схематичны и при наличии наценки убытки вообще невозможны. Кстати, последние годы такое стремительное (100%) падение цен нигде не наблюдалось. О ценах при учете на телефоне читайте дальше.